ДРЕВО ЗНАНИЙ
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ФОРУМ ДРЕВО ЗНАНИЙ!
ПОЖАЛУЙСТА ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ ИЛИ ЗАЙДИТЕ ПОД СВОИМ НИКОМ,
ЧТО БЫ ВИДЕТЬ ВЕСЬ ФОРУМ!


ДРЕВО ЗНАНИЙ

Форум Практической Магии,Саморазвития,Знахарства и Колдовства
 
ФорумФорум  ПорталПортал  РегистрацияРегистрация  ВходВход  
В пределах одного вдоха нет места иллюзиям,а есть только Путь.
ДРЕВО ЗНАНИЙ

Последние темы
» ОБЗОР НОВЫХ ТЕМ В ШКОЛАХ МАСТЕРСТВА.
Сб 24 Июн - 13:50 автор Доктор

» Отчеты по практикуму Родовой силы.
Чт 15 Июн - 14:32 автор ЛИБРИС

» Диалог с духом оккупировавшего человеческое тело..
Вт 13 Июн - 13:00 автор Demon6646

» Практикум открытие Родовой Силы и Набор на посвящение.
Пн 12 Июн - 23:16 автор кошечка

» ОБЪЯВЛЯЕТСЯ НОВЫЙ НАБОР В ШКОЛУ МАСТЕРСТВА МАГИИ
Ср 31 Май - 21:02 автор ЛИБРИС

» Сказания о царе Давиде
Чт 11 Май - 19:29 автор Идрис

» Бесплатная Таро-Акция.
Пн 8 Май - 14:36 автор ЛИБРИС

» Мои попытки изменят очень много...(Ответственность)
Сб 22 Апр - 23:14 автор Anfisa

» Роза - совершенное сердце мира
Пт 21 Апр - 22:50 автор Идрис

» Работы Мастеров(Мастерские методы и подходы).Опрос.
Пн 17 Апр - 11:14 автор ЛИБРИС

» Обьявление.
Вс 16 Апр - 17:32 автор sega

» Всем здравствуйте!
Сб 15 Апр - 10:17 автор Андрас

» ВАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Ср 12 Апр - 21:53 автор НАТАША

» Здравствуйте!
Вс 9 Апр - 11:12 автор Phoenix

Это надо знать.
Июнь 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
КалендарьКалендарь
Лунный календарь
Мудрость веков

Мы в соц.сетях

Поделится




Поделиться | 
 

 Православный храм-дом Божий

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
D.Soledad
Внутренний Круг
Внутренний Круг
avatar


Сообщения : 847
Дата регистрации : 2015-10-22

СообщениеТема: Православный храм-дом Божий   Вт 3 Ноя - 14:06

Сегодня многие из нас приходят в храм. Кто-то идет в церковь в дни православных праздников - на Пасху, во время Троицы или летних Спасов. Кто-то заходит в храм, чтобы поставить свечу и попросить у Бога здоровья для всей семьи, очиститься от грехов или просто ощутить благодать Господню, всматриваясь в древние лики святых и любуясь старинными мозаиками и иконами, написанными искусными художниками прошлых столетий. И мало кто задумывается, что храм - Дом Божий, построенный по особым законам, призванным небо воссоединить с землей.

Виды и форма православных храмов

Издавна на Руси для возведения храмов подыскивали особенное место. Чаще всего Дом Божий строили на расположенных близ воды высоких живописных холмах, чтобы величественные золотые купола были видны издалека, а звон колоколов помогал уставшим путникам даже во время тумана или в сильную метель безошибочно найти дорогу к храму.

Символична и сама форма церкви. Как правило, храмы сооружали в виде креста, то есть в основании возлежал Крест Христов, который из орудия казни и позора (ведь распятие на кресте было самой позорной и мучительной смертью) стал символом спасения через смерть и кровь распятого на нем Богочеловека.

Воздвигали на Руси и храмы в форме корабля, представляющие собой продолговатые четырехугольные здания. Корабль считался символом спасения: в нем укрывается от гибели человек посреди бушующего житейского моря. Так же и в Церкви Христовой каждый желающий спасается от духовной смерти и царства тьмы...

Кроме того, корабль - это еще и символ Ноева ковчега, спасший во время потопа от физической смерти тех людей, которые не отступили от Бога. Как Ноев ковчег был спасением от морских волн, так и церковь, ведомая Святым Духом, - надежное убежище. Кстати, именно поэтому до сих пор ее серединная часть носит название «корабль».

Иногда храм представлял собой круг, символизирующий вечность, так как он не имеет ни начала, ни конца. Ведь круг - вечность, и вера Христова вечна. Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, Вифлеемской звезды, которая привела волхвов к пещере и яслям, где родился Спаситель мира.

Церковные купола

И если мы с вами далеко не всегда обращаем внимание на то, как построен храм - в форме креста, корабля, круга или звезды, - то пройти мимо церкви с золотыми куполами, устремленными ввысь, и не остановиться просто невозможно. Купол - это символ неба, его венчает глава с крестом - во славу Иисуса Христа, главы Церкви. Часто на храме строят не одну, а несколько глав. Их количество тоже всегда символично. Две главы означают два начала, соединившихся в Иисусе Христе, - божественное и человеческое; три главы - три лика Святой Троицы; пять глав символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов; семь глав - семь таинств и семь вселенских соборов; девять глав - девять чинов ангельских; тринадцать глав - Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Иногда строят и большее количество глав.

Колокольня или звонница

Над входом в православный храм, а иногда и рядом с ним обязательно возводят колокольню или звонницу. Звон колоколов издавна созывал верующих на молитву, означал начало церковной службы, основные ее части и завершение, а еще возвещал о каких-либо трагических событиях (пожар, нападение врагов) или радостных (победа над недругами).

Надо сказать, что в храмах каждый колокол имел свой, особенный голос и в народе колоколам часто давали имена. Обычно их называли в соответствии с предназначением, например «Ранний», «Будничный», «Скликун», «Постовой», «Субботний». А иногда название колокола происходило от имени или фамилии того, на чьи пожертвования он был отлит. Так, в Киево-Печерской лавре колокол, отлитый в 1733 году, получил наименование «Кола» в честь настоятеля - архимандрита Романа Колы; был там и колокол со смешным названием «Балык» - по фамилии киевского бургомистра Сазонта Балыка, на чьи пожертвования его изготовили в 1613 году.

В былые времена горожане безошибочно определяли значение колокольного звона. Так, звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость, во время торжественного праздника называется «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события - «перезвон». Колокольный звон и сегодня напоминает нам о вышнем, небесном мире, а еще лечит от недугов.

Устройство православного храма

Разумеется, символично и внутреннее устройство церкви. Оно объясняет человеку сущность храма как начала будущего Царства Небесного, ставит перед нами образ этого Царства с помощью архитектурных форм и даже живописи. Цель одна - сделать доступным нашим чувствам образ невидимого, небесного, божественного, таинственного.

Все православные храмы устроены таким образом, что вход находится с западной стороны. Они издревле разделялись на три основные части: алтарь, внутреннюю (среднюю) часть храма, или собственно «церковь» (ее еще называют кораблем, нефом) и притвор. В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению (список фамилий этих людей оглашался заранее, вот почему их часто называли оглашенными), и кающиеся, временно отлученные от причастия.

Открывая дверь и переступая порог церкви, мы оказываемся обращенными на восток. Восточная часть - область света, «страна живых», страна райского блаженства. Потерянный нами рай находился на Востоке, а именно - в Эдеме. На восток от Иерусалима также расположено место вознесения Христа. К тому же пришествие будущего Царства Божьего, «восьмой день творения», тоже символизируется восходом солнца, востоком. На восток обращена и главная часть храма - алтарь. Почему? Да потому что на востоке восходит солнце. Оттуда встает и сияет Божественный Свет, Иисус Христос и есть «Восток».

Упоминая в молитвах имя Христа, говорят: «Солнце правды», «С высоты Востока», «Восток свыше», «Восток имя Ему». На восточной стороне церкви располагается и алтарь - самая важная часть храма.

Святыни храма

Алтарь, отделенный от центра храма специальной перегородкой - иконостасом, - символизирует небо, где обитает Бог, Царствие Небесное. Слово «алтарь» означает «высокий жертвенник» (altaaru). Алтарь находится на небольшом возвышении.

Алтарь - основная святыня храма, освящающая все здание, туда не позволяется входить непосвященным. Самое важное место в алтаре - это престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос, и потому касаться его могут только священники. Там же всегда находятся антиминс, напрестольное Евангелие, крест, дарохранительница, дароносица.

Антиминс - главный священный предмет храма. Это освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во гробу и с зашитой частицей мощей какого-нибудь святого. В первые века христианства служба (литургия) всегда имела место на гробницах мучеников над их мощами. Без антиминса службу совершать нельзя. Обыкновенно антиминс завернут в другой плат - илитон, напоминающий повязку на голове Христа в гробу.

Дарохранительница - это особый ящичек в форме небольшой церковки. Здесь хранятся святые дары для причащения больных. А на дом к недомогающим для причащения священник ходит с дароносицей.

Место за престолом у восточной стены специально делается немного возвышенным. Оно носит название «горнее место» и считается самым святым даже на алтаре.

Как уже отмечалось, алтарь от остального храма отделяет иконостас. Правда, от иконостаса на некоторое расстояние внутрь храма, на запад, к молящимся, идет солея - «возвышение посреди храма» - продолжение алтарного возвышения, поэтому оно еще называется внешним престолом (в отличие от внутреннего, что в середине алтаря).

Середина солеи - амвон (от греческого «восхожу»). С него священник произносит самые значительные слова при совершении службы. Кроме того, амвон - символически очень значим. Это и гора, с которой проповедовал Христос; и Вифлеемская пещера, где он родился; и камень, с которого ангел возвестил женам о вознесении Христа.

На престоле внутри алтаря совершается таинство претворения хлеба и вина в тело и кровь Христовы, а на амвоне происходит таинство причащения этими святыми дарами верующих. Величие данного обряда требует и возвышения места, с которого преподается причастие, и это место уподобляется в некоторой степени престолу внутри алтаря.

В таком устройстве возвышения таится удивительно глубокий смысл. Алтарь не оканчивается на самом деле преградой - иконостасом; он выходит из-под него и от него к людям, давая возможность всем увидеть и понять, что именно для находящихся в храме и совершается все то, что происходит в алтаре.

По краям солеи у стен храма устраивают клиросы - места для певцов и чтецов. Само название происходит от названия певчих-священников «клирошане», то есть певчие из священнослужителей.

Непосредственно у клиросов по обыкновению ставят хоругви - иконы на материи, прикрепленные к длинным древкам в виде знамен. Их носят во время крестных ходов.

Иконостас: святые иконы

В иконостасе, отделяющем храм от алтаря, устроены три двери. Средние - самые большие - называются Царскими вратами. Через них никто, кроме священнослужителей, не проходит. Помимо дверей, Царские врата перекрывает завеса - как правило, красного цвета. Сами врата украшены иконами Благовещения и изображениями четырех евангелистов. А над ними помещают икону с изображением Тайной вечери. В больших соборах иконостас состоит из пяти ярусов или пяти рядов икон, которые связаны в единое целое.

По традиции нижний ярус (ряд) иконостаса величают местным, потому что в нем есть так называемая местная икона - то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм. В середине местного ряда, как уже отмечалось выше, находятся Царские врата. Стоя перед Царскими вратами, мы видим справа от них икону Спасителя Иисуса Христа, еще правее - местную икону. Ну а еще правее - южная дверь, на которой изображается икона архангела. А уже правее южной двери могут быть и другие иконы.

Слева от царских врат обычно помещается икона Божией Матери, левее - другие иконы. Второй от низа ряд может быть праздничным, в нем расположены иконы двунадесятых праздников. Третий ряд - это деисусный ряд. Справа и слева от Деисуса - иконы святителей и архангелов. Четвертый ряд - пророческий. В нем расположены иконы пророков Ветхого Завета - Исайи, Иеремии, Даниила, Давида, Соломона и других. Пятый ряд - праотеческий. Праотцы - это патриархи израильского народа, такие как Авраам, Иаков, Исаак, Ной.

На западе - ад

Западная сторона храма, которая находится за спиной вошедшего в церковь, символизирует «страну мертвых» и ад. На этой стороне, как правило, хоронили умерших (внутри или снаружи, в притворе, реже - на прилегающей северо-западной стороне). Именно на западной стене храма изображались мрачные образы пророчеств, картины Страшного суда и ада. Очень редко здесь находились светские сцены забав и игрищ, которые были напоминанием о неразумной, суетной жизни, ведущей к духовной погибели. (Это мы, к примеру, можем увидеть в соборе Святой Софии в Киеве.)

Вселенная в храме

Средняя часть храма, непосредственно «корабль», представляет собой все земное пространство, где находится вселенская Христова Церковь. У греков оно называется афоликон - вселенная.

Данная часть храма предназначена для людей, готовящихся к восприятию благодати, получаемой в таинстве евхаристии (святого причастия). Она символизирует мир человеческий, но уже освященный, оправданный. Это и есть в полном смысле «новое небо» и «новая земля».

По словам святого Максима Исповедника, как в человеке соединяются начало телесное и начало духовное, причем последнее не поглощает первое и не растворяется в нем, но оказывает на него свое одухотворяющее влияние, так что тело становится выражением духа, так и в храме алтарь и средняя часть входят во взаимодействие.

При этом сам алтарь (Царствие Небесное) просвещает среднюю часть и, образно говоря, направляет ее. Ну а средняя часть - собственно «церковь» (верующие люди) становится чувственным выражением алтаря. Это соотношение восстанавливает нарушенный грехопадением порядок Вселенной, то есть восстанавливает то, что было в раю и что совершится в Царствии Божием.
Вернуться к началу Перейти вниз
 
Православный храм-дом Божий
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
ДРЕВО ЗНАНИЙ :: ИНТЕРЕСНОЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ :: ИНТЕРЕСНОЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ-
Перейти: