Среди Сияющих фигур, хранящих устои Мироздания, во всех мифологиях ключевое положение занимает образ Великого Стража, Могучего Земного Бога.
Не венчая практически ни у одного из народов его пантеона, этот Бог, тем не менее, всегда пользовался исключительным почитанием как Повелитель жизни и смерти.
Многоликий Дагда ирландцев, Кернуннос континентальных галлов, Хемдалль скандинавов, Пан у греков, Янус римлян и Велес славян — боги, обеспечивающие прочность устоев Мироздания.
Сила, обеспечивающая сохранение Границ всякого объекта, индивидуальности всякого сознания, прочности и нерушимости всякого существа выражается как активное противостояние, Врата и их Хранитель. Сила эта, неизмеримая, тайная, не всегда дружелюбная, но безусловно благая — всегда вызывала почтение у мудрецов и страх — у профанов.
Почитание Велеса у всех славянских народов было чрезвычайно распространено. Его культ даже конкурировал с аристократическими культом Перуна и другим народным культом — Даждьбога.
Хранитель порога, Велес обеспечивал жизнь и смерть в их единстве, удерживал живых в мире Яви, а мертвых — Нави.
Вместе с тем, Велес хранил и великую мощь Земли, ее отдельность, неслиянность со своим супругом-Небом. В этом аспекте Он известен в образе Зибога, Великого Змея земных недр (но НЕ Рарога — Огненного Змея, который был ипостасью Семаргла — второго Бога-Хранителя).
Как Пограничное божество, Велес — Владыка Магии, а также Мудрости и Музыки, мировой гармонии.
Такое положение Велеса ставит Его в некий антагонизм как с Перуном, поскольку Велес обеспечивает Защищенность, а Перун — Защиту- то есть пассивное и активное сопротивление смешению миров, так и с Семарглом, поскольку Велес хранит Врата закрытыми, а Семаргл осуществляет Ток Силы через них.
Даже Сварог-Прародитель, Отец богов, не властен над силами Велеса, относящегося к Первобогам.
Как и сам Сварог, Велес явился из Недр Рода до начала времен, образуя, вместе со Сварогом и Ладой, Первую Троицу, и уравновешивая в Ней своей Нейтральностью как Активное начало Сварога-Отца, так и Имманентность Лады-Матушки.
Сам процесс Творения начался с появлением Четвертого Начала — Семаргла-Сварожича, образовавшего, таким образом, Кватернер Мироздания.
И в Процессе творения Велес также является уравновешивающим началом, соединяя в себе как благие проявления Белобога, так и тьму Чернобога, примиряя Сварога и Дыя — небесных Отцов Яви.
Женское соответствие Велеса — богиня Ясунь, один из ликов Темной Матери, породила от Него Природных Духов.
Однако Велес — также Отец растений, животных и людей, поскольку Он — супруг Великой Матери Земли, аспектом Которой, конечно, и является Ясунь.
Само Имя Велес — этимологически связано с понятиями «Силы», «могущества» и «Волоса» — как общего обозначения «тварей земных».
Будучи властителем Перехода, Велес — бог Жизненной силы, проявляющейся повсюду в природе — в лесах, животных и даже в камнях. Однако никогда Сумеречная природа этого бога не становится ни целиком дневной, ни ночной — он всегда НА ГРАНИ, поэтому, строго говоря, не является ни богом Жизни, ни Богом смерти, и, вместе с тем, Он — Владыка Жизни и Смерти.
Поскольку Велес обитает на Пороге миров, он имеет Два лика — обернутый к Яви и к Нави. Соответственно, и Ясунь имеет те же лики, в своем Мрачном лике выступая как Усоньша-Яга, породившая сумрачных Навий.
Вместе с тем, как Мужское божество, Велес троичен, выступая в двух Светлых ипостасях (обычно символизируемых Летним — Медведем и Зимним — Быком — образами), и третьей — Темной — Змея Зибога.
Хочется отметить, что языческое понятие «Темного» бога значительно отличается от христанизированных представлений о Тьме. Языческое представление Тьмы связано с Первоначальным Хаосом, в котором — семена всего, а христианское — с Хаосом Творения. Понятно, что Темные языческие боги и ипостаси, хотя и не дружелюбны к дневному сознанию, но не злы, не разрушительны, а силы Клиппот, демонические духи монотеистических религий — наоборот, направлены на разрушение существующего порядка.
Итак, даже в своей Темной ипостаси Велес — Благой бог, бог Смерти как отдыха от жизни, и подготовки к новому возрождению.
Поэтому Велес мыслился и Отцом Жизни как явления, поскольку без Его позволения ни одна душа не может воплотиться — ей для этого нужно пройти из Нави в Явь сквозь Врата Велеса.
Малое пересечение этих Врат происходит иногда в сновидениях, также находящихся во власти Велеса.
Итак, всякий Переход между Мирами контролируется Стражами — Велесом и Семарглом — Запрещающим и Позволяющим этот переход.
Недаром Семаргл являлся в образе Жертвенного Огня, ведь именно так открывается Грань между Мирами.
Велес же, блюдущий эту Грань, повсюду — в воздухе вокруг Жертвенника и в дровах в нем, в земле под ним.
И у древних, и у современных Волхвов Велес — один из наиболее почитаемых богов, ведь именно Он дает Силу и Мудрость самого волхвования.