Одержимость — состояние, в котором человек подчинён одному или нескольким духам, богам, демонам, бесам или дьяволу. Подразумевается, что подобные сверхъестественные существа зачастую враждебны человеку и действуют обычно с целью причинения зла. Согласно верованиям, для одержимости необходимо вселение сверхъестественной сущности в человека, но иногда источник или источники одержимости могут управлять человеком на расстоянии.Подобные представления появились как попытка объяснить различные заболевания человека.
Считалось, что одержимым можно стать в двух случаях: когда человек сознательно соглашался на сделку с дьяволом, т.е. подписывал договор или вселялся самовольно. В первом случае демон овладевал телом жертвы и парализовал ее волю и мысли, во втором, демон по какой-либо причине мог вселиться и всевозможными способами изводил человека. Так например, сохранился «договор с дьяволом», который был напечатан в одной из книг 17 века: Я, патер Лоис, отрекаюсь от всех и каждого духовных и телесных благ, какие мне могли бы быть даны и ниспосланы от Бога, от Девы и от всех святых, а в особенности от моего покровителя Иоанна Крестителя, и от святых апостолов Петра и Павла, и от святого Франциска. Тебе же, Люцифер, коего я вижу и лицезрею перед собою, я отдаю себя со всеми добрыми делами, которые я буду творить, за исключением благодати Святых Тайн, из сострадания к тем, кому я буду оные преподавать, и сего ради я все сие подписываю и свидетельствую». Дьявол же со своей стороны подписал по отношению к Лоису Гофриди следующее обязательство: «Я, Люцифер, обещаю под моей подписью тебе, г-ну патеру Лоису Гофриди, дать силу и могущество околдовывать дуновением уст всех жен и девиц, каких ты пожелаешь, в чем и подписываюсь, Люцифер». Сохранился и русский договор, который был подписан в 1749 году (тест был напечатан в одной из русских газет): «Темнозрачному адских пропастей начальнику и служителем его демоном вручаю душу и тело мое, ежели по моему требованию чините мне споможение будут. Кровью своей подписался Иван Робота».Выделяли несколько типов одержимости. Так, в одном из случаев демон нашептывал всякие непристойности и побуждал человека творить зло и идти против воли Бога; в другом, демон вселялся в тело умершего человека и побуждал изводить людей в виде призраков; в третьем, демон захватывал полностью тело человека и таким образом заставлял причинять вред себе и другим людям. Некоторые теологи дошли до того, что изгоняли дьявола из животных ("Молот Ведьм" Ч2.Глава 7) , а то и из неодушевленных предметов: это могла быть картина или зеркало.Святые отцы определили некоторые явления, по которым можно было считать, что человек одержим. В трактате «О демонах» Петр Тирский перечисляет такие проявления:
Демонологи выделяли также:
- жуткий демонический голос, да и вообще любые изменения голоса;
- паралич некоторых членов тела, а то и всего;
- огромная для простого человека сила.
- огромный выпирающий живот ( у человека, которому это несвойственно);
- быстрая потеря веса, которая вела к гибели человека;
- подражание животным;
- запах серы (потому как демоны прибыли из ада);
- автоматическое письмо;
- левитация;
- раздвоение личности, а иногда личностей могло быть гораздо больше;
- знание языков, которыми человек никогда ранее не владел, или так называемая глоссолалия («говорение на языка'х» - непонятное бормотание на языке, которого не существует);
- непристойное поведение и мысли;
- хула на Бога, святую воду и причастие.
Это далеко не полный список всех проявлений одержимости.