Важнейшей силой, объясняющей и формирующий Мировой Процесс, является Сознание.
Сознание как процесс представляет собой способ переведения Потенций (Абсолюта, Монады) в актуальное состояние.
В то же время, очевидно, что сознание в каждый момент своего существования охватывает лишь ограниченный круг таких потенций – энергий Адира.
Это ограничение связано с необходимым соотношением между осознаваемым («актуализируемым»), осознанным («актуальным») и не-осознаваемым («потенциальным») бытием, возникшим в ходе «Разбиения Сосудов». Поскольку осознание не может охватить сумму потенций (в силу того, что актуализация потенций придаёт им свойство экспансивности), оно всегда ограничено, всегда существует в виде внимания.
Внимание — динамическая сторона сознания, которая определяет степень его направленности на ряд элементов (объектов) и сосредоточения на них для обеспечения наиболее полной актуализации, отражения. Иными словами, сознание никогда не охватывает все доступные ему энергии, а фокусируется лишь на узком их круге. Однако внимание – это процесс, носителем которого и является специальный «фокусирующий элемент» сознания.
Этот «фокус сознания» традиционно называется Эйдолон, в Каббале – Масах («экран» — так назывался полог, закрывавший Ковчег Завета), а в современной латиноамериканской мифологии – «Точкой сборки». (В позднегреческой мифологии и современном оккультизме эйдолоном начали именовать «эфирный двойник» человека, но изначально это понятие означало именно способность сознания формировать картину мира – «матрицу сознания»).
Согласно древнегреческим представлениям, небытие не отделено от бытия, а постоянно в нем присутствует, будучи не абсолютным, а условным. Именно такая произвольность бытия и возможна благодаря эйдолону, функция которого состоит в создании «образов», лишь относительно произвольно связанных с реальностью.
Эйдолон – это именно экран, на который сознание «проецирует» создаваемое им изображение мира. По мысли Платона, некоторые отражения не имеют оригинала, то есть того, что они отражают. Именно в этом представлении коренится идея того, что картины, возникающие в сознании, — лишь продукт описания, то есть они – произвольны. И «механизм» создания этих образов, картин – и есть эйдолон.
В то же время, неправильно думать, что картины, рождаемые эйдолоном – призрачны. Ведь в мире иллюзий невозможны рефлексия и созидание, а значит – невозможно развитие.
Поэтому эйдолон создает картины не случайным образом, а на основе блоков энергий – потенций, сформированных в Мировой Среде.
Таким образом, «картина мира», сформированная в сознании, является результатом, с одной стороны, прохождения через эйдолон определённых блоков энергий, а, с другой – придания этим блокам условной непрерывности, возникающей в результате описательной активности сознания.
Маги понимают, что мир можно менять, не нарушая волю его творцов (Творца) именно потому, что изменение мира – это изменение его картины. Такая пластичность мира, тем не менее, не бесконечна.
Иными словами, для мага мир – не вполне реален, но и не просто иллюзорен. Магия исходит из того, что все, что мы воспринимаем – продукт описания, но это описание не ошибочно, оно основано на потенциях реальности, хотя обычно и искажено чужеродными влияниями на сознание.