Троица, Зелёные Святки — один из
важнейших праздников православного
церковного календаря, отмечаемый в 50-й
день после Пасхи (отсюда второе его название
— Пятидесятница). В народной традиции
Троицын день включается в цикл связанных
между собой праздничных дней, который
начинается с четверга седьмой недели после
Пасхи, называемого у русских Семиком.
Следующая заметная дата Троицкого цикла —
суббота накануне Троицына дня, отмечаемая у
восточных славян как один из главных
поминальных дней в году (ср. варианты
названий — «родительская суббота»,
«задушная». «троицкие деды»). Вслед за
троицким воскресеньем начиналась Троицкая
неделя (или «русальная», «проводная»), в
составе которой выделяются две даты: Духов
день (понедельник) и четверг, называемый в
южнорусских областях и в Полесье —
«Навская Троица» (ср. Навь), «Трийца
умэрлых», «Сухой день», «Кривой четверг».
Общим стержнем, объединяющим основные
семицко - троицкие обряды, были обычаи,
связанные с культом растительности: на
первом этапе заготавливалась троицкая зелень
— срубленные молодые березки, ветки
березы, клена, дуба, липы, рябины, орешника
и т.п., а также травы и цветы; затем из нее
плели венки, носили их на голове на ТРОИЦУ
и в другие праздничные даты, украшали
зеленью дома снаружи и внутри, затыкали во
все хозяйственные постройки, ворота,
колодцы; надевали венки на рога коровам,
бросали ветки в огород; закапывали молодые
деревца во дворе возле дома, под окнами, у
входа, по углам дома и т. п.; на
заключительном этапе праздничного цикла
уничтожали всю эту зелень — сжигали,
бросали в глухие места и овраги, сплавляли
по воде, забрасывали на деревья. Засохшие
остатки троицкой зелени использовали в
качестве оберега от злых сил, молнии, пожара
или для гаданий, лечебной магии и т. п.